21 июля 2011г. шасси шаттла «Атлантис» в последний раз коснулось посадочной полосы аэродрома на мысе Канаверал во Флориде. Это был завершающий полет американского многоразового транспортного космического корабля по программе «Спейс шаттл». Всего летало 5 таких кораблей: Колумбия, Челленджер, Дискавери, Атлантис, Индевор.

news-sts_01

Первый полет челнока состоялся с 12 по 14 апреля 1981г. Это была «Колумбия» с астронавтами Дж. Янгом и Р. Криппеном на борту. Всего состоялось сто тридцать пять стартов кораблей шаттл. Закончилась тридцатилетняя эпоха их пилотируемых полетов. И теперь самое время вспомнить, какое место занимал шаттл в российско-американском сотрудничестве в космосе.

На шаттлах летали не только представители США, но и других стран, включая Россию. Первым российским космонавтом, летавшим на Шаттле был Сергей Крикалев в 1994г.

С этого времени было начато широкомасштабное российско-американское сотрудничество в области пилотируемых полётов. Продолжением стали десять стартов (девять стыковок) шаттлов к российскому орбитальному комплексу «Мир» с 1995 по 1998 годы. И Шаттл «Атлантис», который 21 июня завершил эпоху шаттлов, первым из американских кораблей состыковался со станцией и в последующем летал к ней еще шесть раз.

Роль шаттлов должна была быть значительно увеличена при строительстве и эксплуатации МКС. При проектировании МКС НАСА возлагала на шаттлы амбициозную задачу по доставке на станцию и возвращению всех экипажей основных экспедиций. Российским кораблям «Союз» в проекте МКС отводилась вспомогательная роль корабля-спасателя экипажа на случай экстренного покидания станции. Авария шаттла «Колумбия» в феврале 2003г. и последующее длительное прекращение полетов шаттлов восстановили роль российского корабля «Союз» как средства доставки и возвращения экипажа. Начиная с мая 2003 года корабли «Союз» доставили 52 члена экипажа МКС, а шаттлы, после возобновления полетов, только 11 человек. Однако шаттлы сыграли большую роль в формировании современного облика МКС – доставили восемь модулей, включая российский модуль МИМ1, секции ферм, солнечные батареи, манипуляторы и другие устройства и материалы.

Корабли серии шаттл заслуживают того, чтобы остаться в памяти потомков…

А пока, в ближайшие пять лет, российские пилотируемые корабли «Союз» возьмут на себя всю работу по доставке на борт станции экипажей и спуску их на Землю.

Завершилась более чем 30 летняя эксплуатация американских пилотируемых кораблей «Шаттл». Теперь только Россия может обеспечить работу космонавтов на борту международной космической станции.

Авария шаттла Колумбия» в феврале 2003 г. поставила под сомнение вопрос непрерывной эксплуатации МКС. Пришлось НАСА просить Россию обеспечивать доставку и возврат международных экипажей. С мая 2003 по май 2007 усилиями российских кораблей «Союз» на МКС работало по 2 человека. В период с июня 2007г. возобновленные полеты Шаттлов позволили доставлять и возвращать третьего (американского) члена международного экипажа, а двух членов экипажа, включая не только российских но и американских по прежнему доставляли российские корабли «Союз».

С июня 2009г. корабли Шаттл стали выполнять функцию только доставки и возврата грузов, а функционирование шести членов экипажа взяли на себя российские корабли «Союз». И вот теперь и функцию доставки грузов возьмут на себя Европа и Япония.

         
Фото НАСА
news-sts_03
Фото НАСА
news-sts_05
Фото РКК "Энергия"
news-sts_04
Фото НАСА
news-sts_02
Фото НАСА

 

 

 

 

 

Международная космическая станция Автоматические космические системы Роскосмос РКК Энергия "Морской старт" и "Наземный старт" "Морской старт" и "Наземный старт"