Восход

На околоземную орбиту ракетой-носителем «Восход» 12 октября 1964 года был запущен первый многоместный корабль «Восход» с тремя космонавтами на борту, спускаемый аппарат которого через 1 сутки успешно возвратил экипаж на Землю.

Предисловие

В конце 1962 г., когда ещё продолжались полеты первых пилотируемых космических кораблей (КК) «Восток», Сергей Павлович Королёв дал указание отделу №9 ОКБ-1 подготовить предложения по дальнейшему использованию этих кораблей для пилотируемых полетов.
Корабли «Восток» свою задачу выполнили блестяще. Однако вскоре стало ясно, что эти корабли обладают рядом существенных ограничений: один космонавт, высокий риск его гибели в случае аварии ракеты-носителя на стартовом столе, отсутствие на борту корабля резервного тормозного двигателя, ограниченный ресурс полета – 10 суток, раздельная посадка спускаемого аппарата (СА) корабля и космонавта и т.п.
Было решено начать разработку проекта нового корабля с существенно улучшенными характеристиками:
- численность экипажа три человека;
- наличие орбитального бытового отсека;
- усовершенствованная система аварийного спасения (САС), обеспечивавшая спасение экипажа на всех участках выведения;
- резервированная тормозная установка;
- две парашютные системы посадки в составе СА – основная и резервная;
- система «мягкой» посадки СА;
- увеличенный до нескольких недель полетный ресурс;
- возможность маневрирования на орбите;
- система сближения и стыковки с другим кораблем или орбитальной станцией и т.п.
Создание принципиально нового многоместного космического корабля – сложная трудоёмкая задача на несколько лет, а руководство СССР ждало очередных космических успехов, да и работа американцев над созданием двухместного корабля «Джемини» не была секретом.
Увеличение численности экипажа КК давало очередной приоритет Советскому Союзу, позволяло проводить больший объём экспериментальных работ за один полет, обеспечить решение задачи выхода человека в открытый космос.
В процессе многодневных «жарких» творческих споров у разработчиков ОКБ-1 постепенно вырисовывался облик многоместного КК «Восход» на базе одноместного «Востока».
Гений С.П. Королева проявился и тут: он не стал создавать двухместный вариант, как американцы, а сразу предложил перейти на трёхместный. Он уже тогда прорабатывал задачу длительных космических полетов, а в таких полетах экипаж из трех человек более стрессоустойчив. К тому же открывалась возможность полета гражданских специалистов и ученых.
Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках»: на траектории спуска СА корабля в атмосфере Земли при достижении высоты 7 км космонавта на кресле катапультировало из СА, а затем космонавт отделялся от кресла на высоте 4 км и приземлялся самостоятельно на парашюте. СА выполнял парашютную посадку без космонавта. На «Восходах» посадку экипажа решено было проводить в СА, в котором разместили 3 облегченных кресла с амортизаторами для уменьшения перегрузок, испытываемых человеком при посадке. Из-за ограниченного объема СА кресла были развернуты на 90° по отношению к положению кресла на корабле «Восток», что делало крайне неудобным управление кораблём в ручном режиме («низ» пульта был «сбоку», и все надписи тоже были видны в вертикальном направлении). Очень сжатые сроки разработки не дали возможности устранить этот недостаток.
Сразу обозначились риски для экипажа: в случае аварии носителя на начальном участке полёта (первые 22 минуты полета) не хватало высоты для раскрытия парашютов СА, а полётные скафандры для космонавтов были заменены на полетные костюмы (при разгерметизации СА эти костюмы защитить космонавтов не могли). В дальнейшем, на кораблях "Союз", была установлена система аварийного спасения для исключения гибели экипажа на начальном участке полёта до выхода на орбиту и за несколько секунд до отделения от стартового стола.
На «Восходах» была реализована система «мягкой» посадки – в состав оборудования СА добавился пороховой двигатель, закрепленный в стропах парашюта. Для включения двигателя «мягкой» посадки в днище СА был установлен щуп длиной 1,5 м, подающий сигнал при касании грунта. Это позволяло уменьшить перегрузку для СА до 1,5g. В случае несрабатывания двигателя «мягкой посадки» амортизируемые кресла помогали снизить величину перегрузки.
Для дублирования тормозной двигательной установки на СА был установлен второй пороховой тормозной двигатель. Установлена была и вторая система ориентации на базе ионных датчиков. Датчики должны были обеспечивать ориентацию корабля по вектору скорости, необходимую для включения резервного двигателя. Включение резервного двигателя производилось космонавтом с пульта пилота.

Корабль "Восход" Схема размещения трёх космонавтов
Корабль "Восход" Схема размещения трёх космонавтов 

Была установлена новая телевизионная система «Топаз-25».
Первый в мире многоместный КК состоял из сферического СА диаметром 2,3 м для размещения космонавтов и конического приборного отсека массой 2,27 т, длиной 2,25 м и шириной 2,43 м, в котором находились топливные баки и двигательная установка. Разработчик и изготовитель корабля – ОКБ-1 и Завод 88 (в дальнейшем РКК "Энергия"). В состав основного экипажа первого пилотируемого КК «Восход» был включен проектант-разработчик корабля Константин Феоктистов. 

К.П.Феоктистов,  Ю.А. Гагарин,  В.М. Комаров,  Б.Б. Егоров
Слева направо:
К.П.Феоктистов, Ю.А. Гагарин, В.М. Комаров, Б.Б. Егоров

Подготовка к полету началась за 4 месяца до старта. Готовились вначале два экипажа.

• Первый экипаж:
− Комаров Владимир Михайлович, командир корабля, ЦПК;
− Феоктистов Константин Петрович, инженер - испытатель, ОКБ-1;
− Лазарев Василий Григорьевич, летчик – военный врач, ЦПК;
− резерв - Сорокин, врач ЦПК.

• Второй экипаж:
− Волынов Борис Валентинович, командир корабля, ЦПК;
− Катыс Георгий Петрович, космонавт - исследователь, ИАТ АН СССР;
− Егоров Борис Борисович, военный врач Института авиационной и космической медицины.

За месяц до старта состав первого экипажа был откорректирован: к Комарову и Феоктистову добавили Егорова, Лазарев был переведен в резервный состав.

Полет

В октябре был собран беспилотный КК серии «Восход» (изделие 3КВ), который 6 октября 1964 г. под названием «Космос-47» совершил тестовый полет для проверки работы всех систем в реальных условиях космоса. Тест прошел успешно, никаких серьезных замечаний в этом полете обнаружено не было.
Всего через 4 дня – 12 октября 1964 г. ракетой-носителем «Восход» 11А57 (с более мощным ракетным блоком «И» вместо блока «Е») был успешно выведен в космос пилотируемый КК «Восход» (изделие 3КВ) с параметрами орбиты:

− высота в апогее – 408 км;
− высота в перигее – 177,5 км;
− наклонение – 64,82 градуса;
− время существования – 22 суток.

Полет по программе был рассчитан на одни сутки (запасы пищи были на трое суток) и проходил спокойно, никаких отказов и нештатных ситуаций в процессе полета не было.
Наличие трех человек в экипаже дало возможность впервые выполнить комплексную программу экспериментов.

К.П. Феоктистов, В.М. Комаров, Б.Б. Егоров
Слева направо:
К.П. Феоктистов, В.М. Комаров, Б.Б. Егоров

В обязанности Феоктистова входило фотографирование Земли и работы экипажа в корабле, работа с секстантом, проведение экспериментов по исследованию поведения жидкости в невесомости, снятие характеристик ионных датчиков при различных углах ориентации относительно вектора скорости (зависимость «сигнал-угол»), контроль работы бортовых систем. По эксперименту с жидкостью был получен неожиданный результат: после встряхивания установки газожидкостная суспензия совсем не хотела возвращаться к раздельному начальному состоянию.
Борис Егоров впервые в космосе брал анализы крови у космонавтов, измерял у них вариации пульса и давления, снимал биотоки мозга. Все медицинские эксперименты прошли успешно. Это был первый случай медицинского контроля экипажа в полете.
Владимир Комаров участвовал вместе с Феоктистовым в эксперименте с ионными датчиками, проводил тесты ручного управления ориентацией.
В целом программа суточного полета была перегружена (это было понятно еще при наземных тренировках). Феоктистов в сеансе связи обратился к Королеву с предложением продлить полет до двух суток, чтобы повторить для статистики ряд экспериментов и провести дополнительные (предложений было много), но получил отказ. Та же судьба постигла и просьбу командира корабля В.М. Комарова.
Продолжительность полета корабля «Восход» составила 1сутки 0 часов 17 минут. Спуск прошел нормально. Система «мягкой» посадки свою задачу выполнила – снизила ударные перегрузки до комфортных. Теперь аналогичная, но, естественно, современная, система используется и на всех модификациях кораблей «Союз».
После посадки выяснилось, что в связи со сменой высшего руководства страны, вылет экипажа в Москву задерживается. Нужно было переписывать доклад В.М. Комарова, составленный для Н.С. Хрущева, под нового генерального секретаря Л.И. Брежнева.

КК "Восход" на сборке
КК "Восход" на сборке

Первый полет многоместного советского пилотируемого КК вызвал огромный резонанс во всем мире. В то же время, из-за секретности не был опубликован даже внешний вид ни ракеты, ни нового корабля, что вызвало самые невероятные домыслы.

Результаты полета

Для проектанта советских пилотируемых кораблей Константина Феоктистова полет имел принципиальное значение. По его словам, во время полета все системы и устройства корабля, которые должны были работать в полете, предстали перед ним совершенно отчетливо, никаких неожиданностей этот полет для него не «подбросил». Все шло так, как и было задумано на Земле. Это был хороший результат для ОКБ-1. Но в то же время Феоктистову-проектанту стало ясно, что корабль «Восход» не имеет будущего из-за некоторых ограничений.
Многие технические решения, реализованные на корабле «Восход», предполагалось использовать на новых пилотируемых КК, проектирование которых тогда проводилось в ОКБ-1. Одному из вариантов нового корабля (проект 7К-ОК), который получил наименование «Союз», предстояла долгая жизнь. Модификации «Союза» в современном исполнении эксплуатируются (первый беспилотный запуск состоялся в ноябре 1966 года, «Космос-133»). В том, что проект нового корабля оказался удачным, безусловно, есть учёт опыта реализации проекта «Восход».
КК «Восход-2» Еще одно важное достижение в активе этой программы и полета первого «Восхода»: многолетние споры начальства Военно-воздушных сил (ВВС) и руководителей промышленности закончилась согласием, что в космос с этого времени могли летать и гражданские специалисты. Сегодня это выглядит совершенно естественно. Есть гражданские командиры, и даже командиры-женщины.
На «Восходе» получен первый опыт полета экипажа из трех человек. Сейчас это стало обычным для КК типа «Союз». И, конечно, для того времени было особенно важным, что самый первый многоместный корабль был запущен Советским Союзом. В США первый полет на двухместном КК «Джемини-3» был совершен только через полгода – 23 марта 1965 г. (астронавты Джон Янг, Вирджил Гриссом).
КК «Восход-2» (изделие 3КД) с экипажем (летчики-космонавты
П.И. Беляев и А.А. Леонов) был запущен 18 марта 1965 г. на орбиту наклонением 65° с высотой в перигее 173 км и в апогее 498 км. Через надувную шлюзовую камеру летчик-космонавт А.А. Леонов впервые в мире вышел из КК в открытое космическое пространство, пробыв там 12 минут.
Для обеспечения «космической прогулки» в состав системы жизнеобеспечения был введен специальный скафандр с автономным ранцем, а также надувная шлюзовая камера массой 250 кг, обеспечивающие выход человека в открытое пространство.

Схема размещения двух космонавтов Первая прогулка в открытом космосе
Схема размещения двух космонавтов Первая прогулка в открытом космосе 

Был сделан колоссальный шаг в развитии мировой космонавтики того периода, но это уже отдельная тема.

Послесловие

По программе «Восход» были совершены следующие полеты:

  • «Космос-47» – 6 октября 1965 г. Беспилотный испытательный полет для тестирования корабля (изделие 3КВ);
  • «Восход» – 12 октября 1964 г. Первый в мире космический полет корабля (изделие 3КВ) с экипажем из трех человек;
  • «Космос-57» – 22 февраля 1965 г. Беспилотный испытательный полет для отработки корабля (изделие 3КД) по программе выхода в открытый космос;
  • «Космос-59» – 7 марта 1965 г. Беспилотный испытательный полет корабля (изделие 3КД) для повторной проверки системы отстрела шлюза;
  • «Восход-2» – 18 марта 1965 г. Первый в мире выход человека в открытый космос, выполненный из космического корабля (изделие 3КД);
  • «Космос-110» – 22 февраля 1968 г. Длительный (20 суток) испытательный беспилотный полет космического корабля (изделие 3КВ №5) с двумя собаками на борту (Ветерок и Уголек).

Программа полёта кораблей "Восход" предполагала запуск ещё пяти пилотируемых кораблей, но после ухода из жизни Главного конструктора Сергея Павловича Королёва ОКБ-1 возглавил В.П. Мишин. По его мнению, «Восход», созданный на основе корабля «Восток», к тому времени морально устарел и не соответствовал растущим потребностям пилотируемой космонавтики. Мишин добился у руководства военно-промышленного комплекса страны разрешения прекратить изготовление «Восходов» и закрыть эту программу исследований с тем, чтобы продолжить работы над новым пилотируемым КК «Союз», задуманном ещё при Королёве.
Детально планировались, но были отменены весной 1966 г. вместе с программой «Восход» пилотируемые полеты:

  • «Восход-3» – рекордный полет экипажа на 18 суток для научных и военных исследований;
  • «Восход-4» – 10-15-суточный полет смешанного женско-мужского экипажа с первым выходом женщины в космос;
  • «Восход-5» – полет на 5 суток с 2-3 выходами в открытый космос для испытаний средства перемещения космонавта с удалением от шлюза на 100 м;
  • «Восход-6» – 10-суточный полет по медико-биологической программе с проведением хирургической операции на животном (кролике);
  • «Восход-7» – 18-суточный полет корабля в связке на тросе с ракетным блоком «И» ракеты-носителя для создания искусственной тяжести (длина троса 60 м).

От редакции

Вершиной творчества С.П. Королёва справедливо считаются пилотируемые космические корабли для полётов в космос. Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики видел облик ракетно-космической техники через многие годы, обладал необыкновенной интуицией, выделялся среди других создателей новой техники творческой дерзостью, незаурядным талантом ученого, инженера и организатора, умением смотреть в завтрашний день. Под руководством Королева задолго до запуска первого искусственного спутника Земли шла разработка проектов межпланетных и орбитальных станций, планетных и лунной баз, спутников различного назначения, пилотируемых космических кораблей.
Редколлегия портала планирует разместить в 2015 году копии архивных технических материалов разработок, выполненных его соратниками и последователями по лунным станциям и космическим инженерно-строительным подвижным лунным средствам в период 1968-1973 г.г.

 

10.12.2014

 

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 (1 Голос)

 

Международная космическая станция Автоматические космические системы Роскосмос РКК Энергия "Морской старт" и "Наземный старт" "Морской старт" и "Наземный старт"