Д. Слейтон и А.А. Леонов на борту комплекса «Союз — Аполлон»

В 2014г. исполняется 40 лет со дня начала полёта корабля по программе ЭПАС (экспериментальной программе «Аполлон-Союз»), утвержденной соглашением от 24.05.1972 г. между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

15 июля 1975 года начался главный полет по программе ЭПАС. Впервые в истории человечества космические корабли СССР и США – «Союз-19» и «Аполлон» – осуществили сближение и стыковку, образовав единый орбитальный комплекс. Посланцы СССР и США A.А. Леонов, B.Н. Кубасов, Т. Стаффорд, В. Бранди Д. Слейтон совершили переходы из корабля в корабль и соединили руки в рукопожатии, символизируя сотрудничество людей разных стран в космосе и на Земле. 

Д. Слейтон и А.А. Леонов на борту
комплекса «Союз — Аполлон»

Чтобы историческое рукопожатие советских и американских космонавтов состоялось, в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия") была проделана огромная работа, в том числе запуск пилотируемого корабля, 40 лет со дня выхода на орбиту которого мы и отмечаем в эти дни.
Испытания модифицированного варианта корабля «Союз» включали 3 полёта - два беспилотных и один пилотируемый - "Союз-16". Все полёты этой модификации "Союзов" представлены в таблице. 

Наименование
КК
Индекс
КК
Обозначение
КК
Дата
старта КК
Дата посадки КК Экипаж КК
(при старте и посадке)
Коротко о полете
"Космос-638" 11Ф615
А12
7К-ТМ 03.04.1974 13.04.1974 Без экипажа Первый испытательный беспилотный полет КК "Союз" по программе ЭПАС
"Космос-672" 11Ф615
А12
7К-ТМ 12.08.1974 18.08.1974 Без экипажа Испытательный беспилотный полет КК "Союз" по программе ЭПАС
"Союз-16" 11Ф615
А12
7К-ТМ 02.12.1974 08.12.1974 Филипченко А.В.
Рукавишников Н.Н.
Испытание модификации корабля для стыковки и работы с "Аполлоном"
(подготовка к полету "Союз-Аполлон")
"Союз-19" 11Ф615
А12
7К-ТМ 15.07.1975 21.07.1975 Леонов А.А.
Кубасов В. Н
Первый международный космический полет
с КК США "Аполлон-18"
2 стыковки, взаимные переходы космонавтов. Совместные и автономные эксперименты
"Союз-22" 11Ф615
А12
7К-ТМ 15.09.1976 23.09.1976 Быковский В. Ф.
Аксёнов В. В.
Модификация корабля для многозональной съемки Земли аппаратурой ГДР "МКФ-6"

Первый экипаж международного полёта в составе А. А. Леонова и В. Н. Кубасова готовился целенаправленно и не отвлекался на проведение испытаний. Эту работу проделали Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников на корабле «Союз-16».

В таблице представлен состав экипажей корабля "Союз-16".

Экипаж КК "Союз-16" Командир корабля Бортинженер
Основной Филипченко
Анатолий Васильевич
Рукавишников
Николай Николаевич
Дублирующий Джанибеков
Владимир Александрович
Андреев
Борис Дмитриевич
Резервный Романенко
Юрий Викторович
Иванченков
Александр Сергеевич

Советские космонавты - участники программы  
Советские космонавты - участники программы «Союз-Аполлон» (слева направо):
Джанибеков В.А., Андреев Б.Д., Романенко Ю.В., Иванченков А.С., Рукавишников
Н.Н., Филипченко А.В., Кубасов В.Н. и Леонов А.А.

Краткие сведения о корабле "Союз-16"

«Союз-16» - советский двухместный пилотируемый космический корабль (КК) серии «Союз», совершивший пилотируемый полёт в рамках подготовки совместного экспериментального полёта «Союз  Аполлон» (ЭПАС, ASTP). Для полёта использовалась специальная модификация 7К-ТМ корабля серии «Союз» с вновь разработанным андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75 и панелями солнечных батарей, которые в предыдущих транспортных полётах к орбитальным станциям в этой серии КК не использовались.

Пилотируемый КК «Союз-16»

Регистрационный номер 1974-096A / 07561
Дата и время старта (всемирное время) 09 ч 40 м 02.12.1974
Место старта Байконур, площадка 1
Ракета-носитель "Союз-У"
Масса корабля, т 6,8
Начальные параметры орбиты:
        - наклонение орбиты, градусов 51,79
        - период обращения, минут 89,27
        - высота в перигее, км 191,7
        - высота в апогее, км 314,8
Дата и время посадки (всемирное время) 08 час. 04 мин. 08.12.1974 г.
Место посадки в 300 км севернее города Джезказган
Продолжительность полета 5 суток 22 часа 24 минут
Пройденное расстояние, млн. км 3,978
Количество витков вокруг Земли 96
Экипаж корабля (при старте и посадке) Филипченко Анатолий Васильевич
Рукавишников Николай Николаевич
Позывной экипажа "Буран"
Космический корабль «Союз-16» Экипаж КК «Союз-16». А. В. Филипченко (справа) и  Н. Н. Рукавишников во время занятий в ЦПК имени Ю. А. Гагарина
 Космический корабль «Союз-16»  Экипаж КК «Союз-16».
А. В. Филипченко (справа) и

Н. Н. Рукавишников во время занятий в ЦПК имени Ю. А. Гагарина

 

Описание полёта

Кольцо-имитатор стыковочного шпангоута «Аполлона»
Кольцо-имитатор стыковочного шпангоута «Аполлона»
Стыковочные агрегаты

Почти сразу было определено, что Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников (инженер-испытатель ОКБ-1) испытают в космосе ряд новых систем, установленных на борту этого корабля. Следуя установившейся традиции, доработанный корабль всегда испытывался не только в беспилотном варианте, но и с экипажем на борту, который опробовал доработанные системы в полете. За этим стояла повышенная ответственность за работу всех систем корабля, которые в той или иной степени дорабатывались, так как полную уверенность в работоспособности систем могут дать только испытания в самом космосе.

Если бы в сферу ответственности советских инженеров входило изготовление шлюзовой камеры для перехода экипажей из корабля в корабль, то и ее испытали бы в условиях космического полета. Вот почему число экипажей, которым предстояло работать по проекту ЭПАС, у советской стороны было вдвое больше, чем у американцев.

Космонавты выполнили большой объем работ по проверке и отработке новых систем, режимов и узлов корабля «Союз», модернизированных в связи с программой ЭПАС. В условиях, максимально приближенных к предстоящей стыковке с «Аполлоном», в режимах ручного и автоматического управления, испытывался установленный на «Союзе-16» новый андрогинный периферийный стыковочный агрегат. На стыковочный узел «Союза» было надето дополнительное кольцо, которое помогало имитировать соединение с другим кораблем, проверять в условиях космоса детали стыковочного механизма, различные режимы его работы, в том числе некоторые отклонения от нормы и способы их устранения. Корабль «Союз-16» совершал также маневрирование на орбите, характерное для предстоящего сближения и стыковки с «Аполлоном», формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и др.

Кроме того, производилось экспериментальное медленное изменение атмосферы корабля, необходимое для того, чтобы облегчить переход космонавтов из одного корабля в другой. Дело в том, что на «Аполлоне» была чисто кислородная атмосфера при давлении 260 мм ртутного столба, а на «Союзах» состав атмосферы был близок к составу земного воздуха - давление около 760 мм ртутного столба. Для сближения параметров атмосферы содержание кислорода в атмосфере «Союза» постепенно увеличили до 40%, а давление понизили примерно до 520 мм ртутного столба.

Испытания корабля «Союз-16» прошли успешно. Генеральная репетиция в космосе подтвердила правильность технических решений, высокую надежность всех систем корабля «Союз» и готовность наземных служб к обеспечению совместного полета. Экипаж показал отличное знание корабля.

Эксперименты

Экипаж КК «Союз-16». А. В. Филипченко (на дальнем плане)  и Н. Н. Рукавишников

В программе полета было запланировано много экспериментов, в том числе технических, физических, биологических, медицинских. Космонавты фотографировали различные участки территории СССР, исследовали световые эффекты в атмосфере, отрабатывали аппаратуру для опытов по искусственному солнечному затмению (во время совместного полета двух кораблей, один из них может «прикрыть» Солнце для наблюдателей, находящихся на втором корабле). Космонавты на протяжении 30 тысяч километров трассы полета фотографировали панораму дневного горизонта в поляризованном свете, вели на борту наблюдения за развитием микроорганизмов в питательной среде и за ростом озонообразующих грибков. Наблюдения за прорастанием семян неприхотливых растений были начаты уже после выхода корабля на орбиту и искусственно прерваны через 48 часов с тем, чтобы не подвергать семена перегрузкам при спуске. Эксперимент дал материал для изучения возможных хромосомных перестроек в условиях невесомости. Космонавты вели наблюдения также за мальками рыбок Данио-рерио, родившихся на орбите из оплодотворенных икринок. В результате этих наблюдений было получено подтверждение тому, что невесомость не влияет на развитие вестибулярного аппарата мальков. Более того, мальки, родившиеся в космосе, в отличие от доставленных на орбиту с Земли, не теряют способности ориентироваться в пространстве.

Все эксперименты в космосе подтвердили совершенство систем корабля, подтвердили результаты многочисленных наземных испытаний аппаратуры.

После завершения полета и очень короткого отпуска оба космонавта продолжили подготовку к совместному полету в качестве основных дублеров корабля «Союз-19».

За успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-16» и проявленные при этом мужество и героизм летчики-космонавты СССР А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников награждены орденами Ленина и вторыми медалями «Золотая звезда».

Экипаж КК «Союз-16».
А. В. Филипченко (на дальнем плане)
и Н. Н. Рукавишников
Экипаж КК «Союз-16». А. В. Филипченко и Н. Н. Рукавишников

Космические корабли СССР и США в полёте (реконструкция)
Космические корабли СССР и США в полёте
(реконструкция) 

Полёт кораблей «Союз-19» и «Аполлон» также прошёл успешно. Начался длительный период международного сотрудничества в космосе. 

 

 

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

 

Международная космическая станция Автоматические космические системы Роскосмос РКК Энергия "Морской старт" и "Наземный старт" "Морской старт" и "Наземный старт"