Экипаж российского сегмента МКС в составе:
командира экипажа экспедиции МКС-37/38 Котова Олега Валерьевича,
бортинженера экипажа МКС-38 Тюрина Михаила Владиславовича,
бортинженера экипажа МКС-37/38 Рязанского Сергея Николаевича,
отвечает на вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС».

Котов Олег ВалерьевичНа вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает командир экипажа МКС-37/38 Котов Олег Валерьевич.

Добрый день, уважаемые участники викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС». Я, Олег Котов, командир 38 экспедиции на станции, и я рад возможности ответить на некоторые ваши вопросы. В общей сложности мы получили больше 60-ти вопросов. Все они очень интересные, все очень познавательные, некоторые есть очень оригинальные и впервые заданные нам. К сожалению, мы технически не можем ответить на все эти интересные вопросы, поэтому мы выбрали несколько, на наш взгляд, самых интересных, самых занятных и постараемся ответить вам на них.

В частности, интересный вопрос мы получили от Тавсият Сейдуллаевой, 15 лет, которая спрашивает: «С какой скоростью и в каком направлении полетит брошенный в космосе камень? Будет ли уменьшаться его скорость и когда он сможет остановиться?».
Данный вопрос обращает нас к специальному разделу физики и математики «Небесная механика». Раздел крайне интересен в изучении, потому что движение предметов на околоземной орбите несколько отличается от привычного понимания того, как эти предметы ведут себя в нашем обычном окружении на Земле. В качестве примера, если мы бросим какой-то предмет против полета станции (другими словами, назад) с удивлением обнаружим, что через некоторое время этот предмет вдруг появится ниже станции, т.е. между станцией и Землей, обгонит ее, полетит быстрее станции вперед и скроется впереди. Поэтому тех, кому интересно изучить законы этого раздела физики, я приглашаю к более детальному ознакомлению в учебниках или Интернет-ресурсах. Ну, а с практической точки зрения, предметы, которые выбрасываются со станции, в конце концов, рано или поздно сгорают в атмосфере, потому что предметы будут тормозиться об атмосферу даже на высоте, на которой летает станция, хотя атмосфера очень разреженная, но тем не менее. Предмет будет опускаться все ниже и тормозиться все быстрее, пока не опустится в плотные слои атмосферы, где кислорода будет достаточно, чтобы предмет там сгорел. Вечно вокруг Земли ни один предмет летать не будет. Рано или поздно он затормозится и сгорит в атмосфере. Спасибо.

Следующий вопрос поступил к нам от Арины, тоже 15 лет: «Каким образом летательный аппарат уходит от столкновения с космическими телами? Можно ли вылететь с орбиты?».
Действительно, существует опасность столкновения летательных аппаратов с другими объектами как природными, так и техногенными. Безопасность станции, безопасность корабля и экипажа обеспечивается работой специалистов на Земле, специалистов, которые проводят мониторинг окружающего космического пространства с помощью локационных методов: как и где летают предметы, есть ли опасность столкновения. Если такая опасность вдруг появляется, это математически просчитывается наперед, то принимается решение на выполнение маневра уклонения от осколков. Т.е. выдается заданный импульс двигателями станции, и станция смещается, уходит с орбиты столкновения или возможного столкновения. От более мелких объектов часть станции защищена, так называемыми, противометеоритными панелями, которые в случае их попадания должны смягчить удар, приняв на себя энергию столкновения. Так у нас осуществляется контроль безопасности от столкновения. Спасибо.
Анна Самохвалова, 16 лет, спрашивает: «Как проходят отборы космонавтов?»
Отбор в космонавты проходит решением Российского космического агентства (Роскосмос) по представлению Центра подготовки космонавтов (ЦПК), когда принимается решение о наборе определенной группы кандидатов в космонавты, определяется их численность. Также направление отбора зависит от пилотируемых программ, т.е. для чего они будут выполняться, полетов куда. Возьмем в качестве примера последний отбор, который проводился в прошлом году. Он проводился открытым способом - были размещены объявления на информационных ресурсах, в печатных изданиях, в интернете. Любой желающий, отвечающий требованиям по возрасту, по уровню образования, по физическим данным, мог подать заявление, попытаться пройти в отряд космонавтов. Такой вот отбор состоялся. В принципе, каждые два-три года обязательно проходят повторные наборы, когда набираются три, четыре, пять, семь человек, чтобы пополнить отряд космонавтов. Спасибо.
Следующий вопрос мы получили от Антона, 11 лет: «Как долго происходит адаптация организма после прилёта на Землю?»
Повторная адаптация или реадаптация к нормальным условиям жизни для человеческого организма проходит достаточно долго и, конечно, зависит от продолжительности космического полета. Послеполетную реабилитацию принято разделять на два этапа: так называемый, острый период, он проходит в течение трех-четырех недель. Человек учится заново ходить, владеть своим телом, перемещаться, двигаться, его вестибулярный аппарат обратно привыкает к жизни в условиях гравитации, он возвращается к нормальной жизни. И существует, так называемый, второй этап реабилитации. Этот период более продолжительный. Он может занимать несколько месяцев. Полностью восстанавливается функционирование внутренних органов, систем организма, восстанавливается костно-мышечная система, и человек приходит к своему исходному состоянию до полета. По опыту длительных космических полетов, в частности, вопрос о восстановлении и признания космонавта годным к следующему полету, обычно решается через шесть месяцев после посадки, после приземления. Вот примерно срок, когда можно сказать, что функции организма полностью восстановились, и человек вернулся к своему исходному состоянию.
Вопрос от Волковой Алены, 13 лет: "Уважаемые космонавты! Меня интересует вопросы космической психологии. Как вы разрешаете конфликтные ситуации на орбитальной станции во время длительных полётов в космос?"
Это крайне интересная тема на самом деле. Работа в замкнутом пространстве людей в составе малых групп, малых коллективов является одной из актуальных проблем космической медицины и психологии. Какие методы психологической подготовки, сопровождения, психологической разгрузки необходимы, чтобы избежать каких-либо конфликтов или напряженностей среди экипажа? В этом направлении работают и Институт медико-биологических проблем, и Центр подготовки космонавтов. Существуют отделы и лаборатории, которые над этим работают и помогают нам чувствовать достаточно комфортно во время полета. Ну, что могу сказать, самое главное, что все мы являемся профессионалами, мы осознанно понимаем, куда мы летим, в каких ситуациях, каких условиях будем находиться. Поэтому, конечно, стараемся избегать каких-либо обострений взаимоотношений. Поэтому, во всяком случае, во время нашей экспедиции, во время нашего полета никаких конфликтов не возникает. Спасибо за интересный вопрос.

Тюрин Михаил ВладиславовичНа вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Тюрин Михаил Владиславович.

Начнем с самого начала, с самого основного вопроса, который часто задают. Этот вопрос задала Аня. С удовольствием попробую сформулировать вопрос. Вопрос звучит так: «Почему МКС не падает?».
Пусть вас это не сильно удивит, на самом деле, скажу по секрету, она падает. Именно падает. Непрерывно и постоянно. Но падает она не отвесно, как падал бы камень с крыши, а как мячик, брошенный немного вперед: падает и одновременно летит вперед. Вот по такой криволинейной траектории. Но Земля, как известно, тоже круглая. Станция падает, а Земля из-под нее уходит. И так все время. Она падает, а Земля из-под нее уходит. Вот такая история получается с падением станции. А если бы Земля была плоской, то упала бы наверняка.

Вопрос, который задает Сергей, или Сергий: «Уважаемая команда МКС. Имеется ли на станции угол или доска, где есть история команд, которые бывали на МКС?».
Да, действительно, с первой экспедиции на МКС у нас заведена традиция - оставлять что- то на память. Поэтому есть у нас в одном из модулей специальное место, где все экипажи, которые здесь побывали, оставляют свои эмблемы, такие эмблемки, которые с одной стороны липкие. Они размещаются на специальном месте, на специальной панели. В частности, там есть места, где группируются эмблемы длительных экспедиций на МКС, эмблемы экипажей Шатлла, которые сюда прилетали, когда работала программа Шатлл. Также помимо этого возле люков, через которые мы выходим в открытый космос, тоже есть эмблемки тех экипажей, которые через этот люк выполняли выход в открытый космос. Вот такая небольшая традиция как визитная карточка.

Вопрос, который задает Татьяна. 20 лет. Вопрос звучит так: «Какие ощущения, когда ВЫ летите домой с МКС? Какие ощущение, когда Вы летите на МКС, есть ли волнение?».
Вы знаете, космонавты, в основном, люди цельные, уравновешенные и бывалые. По большей части, мы находимся в гармонии и с окружающей действительностью, и сами с собой. Поэтому всегда радуемся, когда идем на работу, и всегда радуемся, когда идем с работы домой. В общем, так, как и положено нормальному человеку.

Вопрос Ани Меркуловой про мышечные ощущения после полета: «Добрый вечер, дорогие космонавты! Так как я занимаюсь танцами, то очень бы хотела знать, что же происходит с вашими мышцами, и какие мышечные ощущения вы чувствуете после полёта? Очень жду ответа!»
Во-первых, большое спасибо за интересный вопрос. Хочется поделиться, тем более, что тебе не просто интересно, но еще имеет связь с твоим увлечением. Я чисто по-бытовому объясню - не как специалист в этом вопросе, а как человек, с которым это происходит. Вообще, мышцы, конечно, растренировываются. Но это не самое главное. Нарушается немножечко координация. В целом, ощущения можно сравнить с тем, если вам приходилось руку или ногу ломать. Когда из гипса руку вынимают, она своя, но какая-то чужая. Вот такое происходит со всем телом. Но потихонечку это проходит.
Вопрос Елизаветы, 14 лет: «Видно ли из космоса Великую Китайскую стену? Я слышала разные мнения?».
Я слышал от некоторых космонавтов предыдущего поколения, у которых мы учились, даже от конкретного человека, что он это видел. Я, честно скажу, очень внимательно смотрел, ну, прямо, несколько месяцев. И так, и сяк присматривался – увидеть мне не удалось. Надеюсь, что все впереди. Может быть, еще увидим.

Рязанский Сергей НиколаевичНа вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Рязанский Сергей Николаевич
Добрый день! Один из вопросов нам задает Исаев Роман, 11 лет: «Уважаемые космонавты! Какие растения (овощи) вы выращиваете на сегодняшний день на борту МКС? С уважением Исаев Роман. г. Королёв».
За время космических станций - и на станции «Мир», и на станции «МКС» - в оранжереях выращивались различные растения, проводились разные эксперименты с генетикой растений, например, гороха. Были выращены несколько его поколений. Также были выращены несколько поколений пшеницы. На данный момент никакие эксперименты с растениями у нас не проводятся. Хотя я знаю, на Земле идут разработки новых экспериментов в нашей космической оранжерее «Лада». Но надо сказать, что наш американский коллега Майкл привез семена и сам попытался выращивать здесь на станции подсолнух и тыкву. Семена, конечно, проросли, растения выросли. Но, к сожалению, недостаточно почвы, недостаточно света, и растения быстро погибли. Это очень здорово, когда растения на станции есть, и мы будем всегда очень рады любым экспериментам с растениями. Потому что это напоминает нам о доме, нашей Земле. Спасибо за вопрос.

Следующий вопрос нам задает Варзина Ирина, 11 лет: «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, хотели бы Вы, чтобы Ваши дети связали свою жизнь с космонавтикой? Спасибо».
Я думаю, что был бы рад. Потому что все, что связано с космосом, очень, по-моему, романтично и очень интересно! Всегда что-то новое: новые открытия, новые технологии, различные эксперименты. И я думаю, что, если мои дети будут разделять то, что действительно нравится мне, то для меня это будет счастьем. Спасибо за вопрос.

Екатерина Костюченкова, 10 лет, задает нам сразу несколько вопросов. Попробую ответить по очереди. «Сколько лет надо учиться, чтобы стать космонавтом?»
Космонавт – профессия интересная, но и очень комплексная, сложная, сочетает в себе достаточно много различных других профессий. Поэтому учиться надо несколько лет, по крайней мере, после получения высшего образования.
«Вкусная ли еда в космосе?»
Конечно, вкусная, различная, но надо сказать, что по домашней еде мы тоже скучаем.
«Трудно ли спать в космосе?»
Спать всегда хорошо и в космосе прекрасно. Поначалу было непривычно. Примерно, через неделю уже привык ,и стало достаточно комфортно.
«Была ли у вас возможность смотреть зимнюю олимпиаду в Сочи 2014 и болеть за наших спортсменов?»
Мы смотрим только то, что нам закачивают на сервер службы психологической поддержки. Конечно, мы следили, смотрели далеко не все соревнования, как хотелось бы, но, по крайней мере, несколько любимых видов спорта, отдельные соревнования с удовольствием посмотрели и болели за нашу команду. Спасибо за вопрос.
Ксения Пульнева, 8 лет, спрашивает «Можно ли было увидеть начало Олимпийских игр из космоса?»
Я сам очень хотел увидеть, как выглядит открытие Олимпиады, фейерверк. Потому что с МКС Сочи-то мы видим и видим, насколько преобразился город, какие красивые объекты были построены к Олимпиаде. К сожалению, во время открытия, во время праздничных салютов мы не пролетали над этим районом, поэтому не смогли увидеть. Но могу вам сказать честно и абсолютно ответственно, факел, который горел в Сочи, можно было видеть и из космоса. Видно было прекрасно, и в ночи мы сделали хорошие фотографии, так что, надеюсь, вы их когда-нибудь увидите. Спасибо.

Следующий вопрос задает нам Алина, 12 лет: «Какие эксперименты вы проводите на космической станции?»
Научная программа на станции достаточно обширна. Экспериментов великое множество. У нашей экспедиции их порядка шестидесяти. В основном эксперименты проходят по следующим направлениям: это физико-химические процессы материалов - каким образом невесомость, космическая радиация действуют на различные материалы; это исследование человека - как на наш организм воздействует космический полет; биотехнология - воздействие различных микроорганизмов, бактерий на ткани; также наблюдение за Землей - сверху нам прекрасно видны различные циклоны, наводнения, извержения вулканов. Всё это, конечно, мы снимаем и передаем на Землю. Также существует великое множество различных других экспериментов по другим направлениям, которые широко представлены в нашей программе и тоже представляют большой интерес. Мы с удовольствием занимаемся научной программой. Хотелось бы, чтобы научных экспериментов у нас на станции было еще больше. Спасибо большое за вопросы.

 

Ответы космонавтов н...
Ответы космонавтов на вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС»

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

 

Международная космическая станция Автоматические космические системы Роскосмос РКК Энергия "Морской старт" и "Наземный старт" "Морской старт" и "Наземный старт"